Важно! Отменены сметные нормативы и сметные цены для госконтрактов в строительстве

Перестали действовать сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Соответствующие изменения в законодательство внес федеральный закон от 1 мая 2022 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассказываем, что нужно знать подрядчикам.

Принятый закон реализует политику по переходу строительной отрасли на механизм «Смета контракта».

Ключевое в нем - государственные сметные нормативы и сметные цены используются заказчиками только для определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При таком механизме стороны на торгах определяют цену за достижение результата без детального раскрытия технологического процесса. Технические и объемные требования предусмотрены в проектной документации. Реализуя работы, подрядчик имеет право принимать решения (в том случае, если он соблюдает технические требования) по использованию строительной техники или аналогов, по численности рабочих строителей (при этом она не должна быть меньше, чем предусмотрено в организационно-технологической документации), а также по выбору труда (ручной или с применением новых технологий).

124-ФЗ исключает оговорку, позволяющую использовать старый механизм формирования актов выполненных работ на основании сметных норм.

Для чего внедрен механизм «Смета контракта».

До внедрения механизма «Смета контракта» сметная документация, составленная с применением сметных нормативов, являлась приложением к договору. На ее основании составлялись акты выполненных работ (формы № КС-2). Одной из главных задач подрядчика было соблюдение технологического процесса в соответствии с проектной документацией и сметным нормативом.

Для стимулирования развития стройотрасли внедрен механизм «Смета контракта». Теперь сметные нормы применяются только для того, чтобы определить предельную стоимость. При реализации контрактов вступают в силу график работ и график финансирования. Государству такой механизм позволяет экономить, а подрядчикам — соблюдать их интересы по технологиям проведения работ. Кроме того, заказчику проще принять выполненные работы.  

Порядок действий

  • После определения НМЦК необходимо составить проект сметы контракта на укрупненные виды работ без использования предусмотренных проектной документацией (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ) сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

  • Далее по результатам торгов заключается договор, согласовывается график выполнения работ и определяется этапность финансирования.

  • Оплата выполненных работ осуществляется заказчиком на основании подписанных актов выполненных работ. Акты составляет подрядчик на основании сметы контракта (сметные нормативы при этом не используются).

Как избежать остановки финансирования выполненных работ после 1 мая 2022 и срыва сроков строительства и ввода объектов (касается договоров, где сметная документация является приложением к ним).

Такие договоры должны быть приведены в соответствие с изменениями в законодательстве. Подрядчикам рекомендуется оперативно подготовить свои предложения и в официальном порядке направить их государственным и муниципальным заказчикам, чтобы заключить дополнительные соглашения для урегулирования процесса приемки выполненных работ.

Если при реализации работ возникнет необходимость проведения дополнительных работ, не предусмотренных договором, необходимо руководствоваться действующим законодательством и посчитать общую стоимость дополнительного объема работ по государственным сметным нормативам и ценам, зафиксировать его дополнительным соглашением и сразу определить порядок приемки работ.

Редакция части 1 статьи 8.3. Градостроительного кодекса РФ с учетом внесенных изменений

Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.

Источник: НОСТРОЙ (письмо «О разъяснении вопроса по отмене сметных норм при исполнении контракта»)

следующая новость

Последние новости

показать еще
Опубликовано: 06.11.2020 в 18:49